Разработка Проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

< Назад
Разработка Проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
  • Федеральный закон от 03.08.2018 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков расположенных в границах СЗЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ, вокруг производственных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования-санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Основным нормативно-методическим документом, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, являются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Санитарно-защитная зона - это специально выделенная территория, отделяющая здания и сооружения производственного предприятия, технологические процессы которого оказывают воздействие на здоровье и среду обитания человека, от жилых застроек. Она создается для защиты людей от вредных производственных факторов, таких как пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения.

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные зоны.

СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территорий.

Санитарные разрывы — расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Санитарные разрывы устанавливаются:

  • для автомагистралей;
  • для линий железнодорожного транспорт;
  • для гаражей и автостоянок; 
  • вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов.

Для производственных объектов, с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, устанавливаются следующие размеры нормативных санитарно-защитных зон:

  • 50 м – для промышленных объектов и предприятий 5 класса;
  • 100 м – для промышленных объектов и предприятий 4 класса;
  • 300 м – для промышленных объектов и предприятий 3 класса;
  • 500 м – для промышленных объектов и предприятий 2 класса;
  • 1000 м – для промышленных объектов и предприятий 1 класса.

Целью установления СЗЗ является отделение предприятий, групп предприятий, их отдельных зданий и сооружений, которые являются источником негативного воздействия на окружающую среду, от жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Проект Санитарно-Защитной зоны не разрабатывается, если:

- предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Согласование проекта санитарно-защитной зоны:

По проекту СЗЗ для предприятий I и II классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем.

Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

Сроки установления СЗЗ

ФЗ от 03.08.2018 г № 342-ФЗ, опубликованный 04.08.2018 г., устанавливает переходные сроки, в отношении установления СЗЗ:

  • До 04.08.2018 г., если СЗЗ не была установлена, хозяйствующие субъекты должны в срок до 01.01.2022 г направить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.
  • До 04.08.2018 г., если на объекте уже была установлена СЗЗ, и границы СЗЗ были обозначены на местности, она считается устновленной на срок до 01.01.2022 г.
  • До 04.08.2018 г.,  если границы СЗЗ были установлены, но не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, правообладатель такого объекта направляет сведения о СЗЗ в ЕГРН самостоятельно в срок до 01.01.2022 г.
  • С 01.01.2022 года, ранее установленные ориентировочные, расчетные СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Лабораторный контроль на границе CЗЗ:

Лабораторный контроль на границе СЗЗ осуществляется с целью подтверждения эффективности расчетного размера СЗЗ результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ, на основании требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках разработки и согласования проектов «Обоснования размера санитарно-защитной зоны» выполняются с целью установления окончательного размера СЗЗ промышленных объектов и производств.

Основная задача натурных исследований заключается в обеспечении контроля за соблюдением установленных гигиенических нормативов в контрольных точках на границе СЗЗ и в зоне нормируемых объектов по величинам выбросов вредных веществ в атмосферу и физического воздействия.

Для проведения натурных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы и шума нами привлекается собственная аккредитованная лаборатория ООО «ЭАЛ «СФЕРА», имеющая соответствующий аттестат и квалифицированный персонал, что позволяет нам выполнять работу более качественно, а главное отвечать за её результат.

Ответственность за отсутствие Проекта СЗЗ

Статья 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение  или  наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
÷РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ